Действие романа начинается в середине сентября 1485 года, когда в испанский город Вильяреаль прибывает досточтимый отец Великий инквизитор в сопровождении многочисленной свиты из пеших и конных воинов святой инквизиции, называемых «Милицией Христа» (название само по себе символичное).
Уже первые строки романа задают настроение и основное направление развития сюжета: летописец, от лица которого ведется повествование в романе, скрупулезно отмечает, что с прибытием кортежа инквизиторов «улицы города <…> опустели, попрятались торговцы-евреи со своими лотками, из трактиров и винных погребков не доносился гомон голосов, на окнах большинства домов жалюзи были опущены» (С.7).
В этом коротком, но емком описании сосредоточено напряженное ощущение оцепенения и страха, в которое повергает испанский город прибытие Великого инквизитора. Именно страх, его природа и последствия, являются главной темой и основным предметом исследования в романе «Мрак покрывает землю».
Анджеевский, вслед за французскими просветителями, определяет тиранию по принципу всеобщего страха. Страх есть важнейшее орудие террора, на котором зиждется авторитарная власть: только человек, испытывающий постоянный страх, теряет волю, уверенность в себе, становится послушным и управляемым. Поэтому главная задача власти — внушать страх. «Тот, кто боится, тот виноват» (Мрак…, с.9), «вероятность вины это субъективное, преходящее неумение доказать ее безусловность» (С.60) — вот, по Анджеевскому, главные принципы построения и функционирования всех тоталитарных систем — от средневековой инквизиции до фашизма, от античной тирании до сталинских репрессий.
Устами главного героя романа — преподобного отца Томаса Торквемады — писатель формулирует универсальную концепцию диктатуры как модели власти, целиком основанной на страхе.
Великий инквизитор провозглашает: «Человек — жалкое существо, он должен постоянно испытывать страх, это необходимо. Желая заклеймить зло, мы неустанно должны выявлять и обнажать его, чтобы, представ во всей своей неприглядности, оно вызывало отвращение и, прежде всего страх. Это непременный закон власти! Если настанет день, когда не окажется виновных, мы должны изобрести их, чтобы порок ежечасно разоблачался публично и карался. Истина, пока не восторжествует, не может существовать без своей противоположности — лжи. За исключением горстки людей, преданных нам по доброй воле, страх должен стать всеобщим. Им должна быть проникнута вся жизнь, вплоть до глубочайших ее тайников, чтобы человек не мыслил существования без страха — вот непременное условие нашей власти. Жена не доверяет мужу, родители да убоятся детей своих, жених — невесты, начальники — подчиненных и все вместе взятые — вездесущей и, справедливо карающей инквизиции. Власть наша основана на страхе» (С.39).
По мысли Анджеевского, одно из наиболее опасных свойств террора — это его способность репродуцировать и поддерживать самого себя. «Что такое храбрость? Ее вообще нет! — восклицает один из героев романа. — Есть только страх. Поначалу человек пытается сопротивляться ему. Он лжет или молчит. Но ложь и молчание лишь уснащают почву для страха. И постепенно человек со всеми своими мыслями и чувствами становится его добычей. Во всем изверившись, ты убеждаешься, в конце концов, что только страх никогда тебя не оставит. Один он тебе верен. На него можно положиться: он не покинет, не предаст. Приняв это как должное, можешь жить спокойно и споспешествовать пришествию Царства Божьего» (С.103).
Люди, парализованные страхом, теряют силы к сопротивлению, а если среди них и находятся те, кто отважился восстать против системы, их отчаянные попытки обречены на провал: покушение на диктатора провоцирует новую волну репрессий, вселяющих в людей все новые страхи.
Милан Кундера назвал такую ситуацию «режимом процесса»: «Если суд навязывает какой-то стране режим процесса, весь народ задействован в больших маневрах процесса и в сотню раз увеличивает его эффективность; все и вся знают, что в любое время могут стать обвиняемыми, и заранее продумывают самокритику <…> Поскольку процесс начинают не для того, чтобы установить справедливость, а для того, чтобы уничтожить обвиняемого» [24].
Безотказную действенность этого режима иллюстрирует в романе Анджеевского сюжетная линия, связанная с убийством инквизитора Сарагосы каноника Педро Арбуэса, (известие о его гибели встречает Торквемаду сразу по прибытии в Вильяреаль).
Как указывает повествователь, Великий инквизитор сам возглавил следствие об убийстве преподобного д’Арбуэса и «карающая рука инквизиции» не пощадила никого: «В тюрьмы бросали не только тех, кто кого подозревали в соучастии в заговоре, но и тех, кто оказывал помощь беглецам. Арестованы были также семьи осужденных, особенно, если отцу или сыну удалось скрыться. Широкой публике только теперь стало известно, как много знатных вельмож, занимавших высокие должности в королевстве и пользовавших всеобщим почетом, запятнаны иудейским происхождением. <…> Однако, несмотря на устрашающую картину нравственного падения, немеркнущий свет католичества еще ярче воссиял в эти дни над зловонной клоакой порока. <…> В нескольких городах королевства <…> поспешили устроить торжественные аутодафе. <…> Пылали костры, грешников, которые в последнюю минуту раскаялись, удушали железными цепями, сотни менее опасных преступников ссылали на галеры, но опустевшие тюрьмы заполнялись новыми узниками. <…> Вера в народе укреплялась, и, как неотступная тень, за ней следовал страх». (С.44).
Методы, которыми действует средневековая инквизиция (клевета, доносы, повальные аресты, лжесвидетельство), без сомнения, позаимствованы Анджеевским из арсенала современных спецслужб. По мнению некоторых критиков, в романе «Мрак покрывает землю» нашло отражение личное знакомство писателя с полковником Управления госбезопасности Ружаньским, с которым Анджеевский сблизился благодаря содействию Ирены Шиманьской. Сама Шиманьская так объясняла желание Анджеевского быть представленным этому опасному человеку, снискавшему себе славу жестокого палача: «Ежи завораживало, что пытая людей, тот познал самые глубины души человеческой» [25].
Инквизиция декларирует всё те же благие цели приближения «Царствия Христова», (транслитерирующего в христианской догматике коммунистическое «светлое будущее»), апеллируя для оправдания своих поступков к безнравственной и чреватой огромными моральными потрясениями идиоме цель оправдывает средства. А наивная «оправдательная» оценка, которую дает событиям книги повествователь, стилизованный под доверчивого летописца XV века, только усиливает пародийное начало, вызывая невольные аналогии с пропагандистским пафосом послевоенной польской прессы.
В основе морали, проповедуемой Торквемадой и его соратниками, как и в основе любой тоталитарной идеологии, лежит презрение к человеку, убеждение в его слабости и порочности, позволяющее горстке избранных, претендующих на знание Истины, «спасать человечество насильно».
«Зло не всесильно и не непобедимо! Это человек слаб, из-за его порочности, несовершенства и неразумия зло возрождается вновь и вновь, и чем большую силу обретает истинное учение, тем все более неожиданную, замаскированную форму оно принимает» — проповедует Торквемада, — «Чего достиг бы человек, предоставленный самому себе? Его сознание еще не готово воспринять Царство Божие. <…> Людей надо спасать насильно, вопреки их желанию. Понадобятся долгие годы, чтобы перестроить сознание людей, очистить его от скверны, вытравить из него все то, что отдаляет пришествие Царства Христова. Людьми надо руководить и управлять <…> Это наша обязанность. Сей тяжкий труд возложен на нас, на святую инквизицию. Бог поставил нас в первых рядах своего воинства. Мы — разум и меч истины, ибо мысль и деяние едины» (С.35).
Свидетельством пагубности насильственно навязанной идеологии «счастья против воли» становится в книге Анджеевского судьба молодого монаха доминиканского монастыря Дьего, образ которого во много автобиографичен. Как пишет В. Ведина, Дьего выступает в романе «как сфера приложения грозных, сметающих все подлинно человеческое сил» [26].
«Совсем юный, невысокого роста, щуплый, с загорелым почти детским лицом» (С.7) фра Дьего предстает перед читателем в начале романа как явный (и единственный) антагонист Торквемады, готовый противостоять его безграничной власти.
Ставший однажды в Севилье свидетелем чудовищного квемадеро, на котором сжигали одновременно сто человек, молодой монах ощущает вину и стыд за то, что вынужден носить ту же сутану, что и те, кто «данную им власть употребляет не во благо, а во зло людям, обрекая их на страшные муки и страдания <…> попирает справедливость, злонамеренно клевещет, обвиняет в не содеянном, судит неправедным судом <…> сеет семена вражды и страха, понуждает близких своих к криводушию» (С.26).
Узнав о прибытии в город Великого инквизитора, доминиканец в исступлении восклицает: «Единственно, о чем я могу просить Бога, это ниспослать ему смерть» (С.8).
В напряженном противостоянии юного монаха и грозного старца для Анджеевского раскрывается не только столкновение двух взаимоисключающих идеологий — свободы и устрашения, но и более глубокий, философский конфликт взаимного притяжения-отталкивания — молодости и старости, наивности и мудрости, душевной чистоты и калечащего жизненного опыта. Конфликт, который будет волновать писателя на протяжении всего его последующего творчества.
В системе образов романа Дьего — и антагонист, и скрытый двойник Торквемады, причем оба героя, очевидно, несут в себе немало личного, автобиографичного, пережитого и выстраданного самим Анджеевским.
«Кто ты, не ведаю, но знаю тебя давно» (С.27) — говорит фра Дьего Великому инквизитору при первой встрече, еще не догадываясь, кто стоит перед ним. И позже: «Я знаю тебя с тех пор, как помню себя. <…> Но ты — это не я. Ты — мой антипод, мы взаимно исключаем друг друга» (С.31).
Склонность к напряженным, почти детективным конфликтам и усложненным «зеркальным» композициям, населенным множеством психологических и идеологических «двойников» (такие пары составляют не только Дьего и Торквемада в романе «Мрак покрывает землю», но и Хелмицкий с Щукой в «Пепле и алмазе», Нагурский и сам Анджеевский в «Месиве», Жак и граф Людовик во «Вратах рая»), писатель во многом наследует у Ф. М. Достоевского, художественная философия которого всегда была ему близка.
«Я воспитывался на Достоевском и на нашем Жеромском» — вспоминает Анджеевский в одном из своих дневников. — Школа не наихудшая, но главная ее ценность была в том, чтобы ее преодолеть" [27].
Влияние Достоевского без труда можно уловить еще в ранних произведениях польского писателя. Сразу после выхода романа «Лад сердца», в начале 1930-ых годов, польская критика подчеркивала, что книга Анджеевского буквально «вырастает из круга Достоевского» [28]. Позже «достоевские» мотивы будут отчетливо видны в романе «Пепел и алмаз» (в сюжетной линии, связанной с убийством юного Януша Котовича, которое, по меткому замечанию В. Британишского, представляет собой «как бы молодежный, детско-подростковый вариант убийства в „Бесах“ Достоевского» [29]). Очевидной «квази-цитатой» из «Бесов» станет и а-ля ставрогинский жест Марека Костки в романе «Идет, скачет по горам».
Милан Кундера в своей книге «Нарушенные завещания» отмечает еще одну характерную особенность поэтики Достоевского: «Личность героев Достоевского заключается в их личной идеологии, которая более или менее непосредственно определяет их поведение. Кириллов в „Бесах“ полностью поглощен идеей самоубийства, которую он считает высшим проявлением свободы. Кириллов: мысль, ставшая человеком»[30]. То же, на наш взгляд, можно сказать о героях романа Анджеевского «Мрак покрывает землю», каждый из которых является носителем своей собственной «личной идеологии», часто заменяющей или оттеняющей на второй план их личную психологию.
Связь поэтики романа «Мрак покрывает землю» с художественными открытиями Достоевского подсказывает и само обращение Анджеевского к образу Великого инквизитора, впервые мифологизированному великим русским беллетристом. В своем романе «Братья Карамазовы» Достоевский воспользовался метафорой средневековой инквизиции для постановки философских вопросов истины и свободы, которые, почти век спустя, будут волновать польского писателя.
Анджеевский так же, как некогда Достоевский, (а точнее его герой Иван Карамазов), устраивает умирающему инквизитору «очную ставку» с самим Дьяволом, который выступает как своеобразное alter ego святого отца. В разговоре с Дьяволом (а, может быть, с собственной совестью?) Торквемада впервые задается вопросом, который становится основным посылом, философской квинтэссенцией романа: «Я создал систему и, как следствие ее, людей, которые ей служат. Что делать с ними, если система оказалась бредовой и пагубной? Как ликвидировать террор, если он породил людей, которые видят в нем смысл жизни?» (С.107).
Этот вопрос касается, главным образом, судьбы монаха Дьего, который с течением времени под влиянием Торквемады и его соратников превращается в одного из таких «людей системы», не знающих и не представляющих себе жизни вне нее.
Молодой монах, говоря словами В. Британишского, «предстает поначалу пылким и честным энтузиастом, которого ужасают преследования и казни. Лицемером, доносчиком, палачом его делает система. Система, которой он взялся служить» [31].
На примере судьбы Дьего Анджеевский восстанавливает все те этапы последовательного попадания личности в зависимость от идеи, через которые некогда довелось пройти и ему самому, и многим его современникам, и которые действуют неизменно и безотказно на протяжении веков.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов этого пути.