1956-й год открыл новую страницу в истории польской литературы и культуры. В течение предшествовавших 7 лет, после IV съезда Союза польских писателей, состоявшегося в 1949-м году в Щецине, основным (и единственным) методом литературы в Польше считался социалистический реализм. Политические события 1956-го года (разоблачение «культа личности» Сталина на ХХ Съезде КПСС, возвращение к власти в Польше Владислава Гомулки) дали полякам надежду на либерализацию общественной и политической жизни страны.
VII съезд Союза польских писателей, досрочно собравшийся
в конце 1956-го года, высказался за свободу художественного творчества, за отмену предварительной цензуры, за свободный доступ к достижениям западной литературы и контакты с эмиграцией. Однако «оттепель» оказалась недолгой. Уже к началу 1960-х годов многие из предпринятых в 1956-м году демократических реформ были приостановлены или отменены.
Польская интеллигенция не могла оставаться в стороне от происходивших в стране событий. В ответ на репрессивную культурную политику властей многие из выдающихся польских писателей этого времени, и в первую очередь Ежи Анджеевский, получивший негласный титул «морального авторитета» своего поколения, стали инициаторами и активными участниками разнообразных акций протеста, целью которых было сопротивление усиливающейся догматизации культуры и вмешательству власти в литературное творчество. Такие акции имели место в марте 1968-го года и позже — в 1970-е годы, вплоть до падения социалистического режима в стране в 1990-м году.
Вторая половина 1970-х годов стала временем тотального усиления цензуры. В результате в 1976-м году в Польше было организовано первое крупное подпольное издательство — «НОВА», а год спустя появился один из первых нелегальных литературных журналов — «Запис».
К этому времени стало уже очевидным, что партийно-государственное руководство страны оказалось беспомощным перед неумолимо надвигавшимся социально-политическим и экономическим кризисом. В стране начались массовые забастовки рабочих, поддержанные студентами и интеллигенцией.
В декабре 1981-го года, после того как независимое профсоюзное движение «Солидарность» призвало провести референдум о легитимности коммунистической власти в Польше, в стране было введено военное положение.
Польская проза живо отозвалась на политические и социальные катаклизмы тех лет. Одна из важных художественных тенденций, зафиксированных польской прозой после 1956-го года, — возвращение личностного начала в литературу и искусство, во многом связанное с влиянием философии французского экзистенциализма. Тенденция к восстановлению в правах человеческой личности, психологизации и отчасти интеллектуализации прозы отчетливо прослеживается в творчестве многих польских писателей этого периода: Я. Ивашкевича (В 1957 году он издает рассказ «Взлет», в котором вступает в прямую полемику с Камю и его рассказом «Падение»), Т. Конвицкого, С. Дыгата, М. Новаковского, М. Бялошевского, М. Кунцевич и, конечно, Ежи Анджеевского.
Стремление выдвинуть на передний план самобытность и самоценность личности, философию индивида, стало одной из причин возникновения в польской литературе 1960−70-ых годов такого феномена как «романа инициации», главным героем которого является ребенок или подросток: Я. Бжехва («Когда созревает плод», 1958), Л. Гомолицкий («Бегство», 1959), В. Жукровский («Крохи свадебного торта», 1959), К. Филипович (сборник рассказов «Белая птица», 1960), М. Яструн («Прекрасная болезнь», 1961), А. Кусьневич («Третье королевство», 1975), Е. Стрыйковский («Сон Азрила», 1975) и др. Мотив инициации дает писателю возможность «отстроиться» от прежнего знания о мире, взглянуть на жизнь незамутненным, незашоренным взглядом, «показать преломление жизненных конфликтов в доверчивом и непосредственном, хотя иногда необычайно прозорливом, восприятии ребенка, не ведающего о скрытых жизненных пружинах действительности» [6].
1956-й год положил начало ряду существенных демократических преобразований, нашедших отражение в польской литературе и культуре. В их числе — принцип децентрализации, проявившийся в эскалации интереса к периферийным (и до сих пор замалчиваемым) сферам жизни: быту городских низов и окраин, жизни провинции (в частности польских «кресов»), деталям будничной повседневности. Новая проблематика вошла в польскую прозу вместе с молодым поколением писателей, дебютировавших в середине 1950-ых годов: С. Гроховяк, В. Терлецкий, А. Минковский, М. Хласко, И. Иредыньский, М. Новаковский.
Общим для молодых авторов было стремление противопоставить соцреалистической литературе 1950-ых, «зацикленной» на пропаганде производственных достижений и успехов, новое виденье мира, в котором есть место другим людям, другим проблемам и другим ценностям. В середине 1950-х годов творчество Марека Хласко и его последователей (которые получили имя «хласкоиды») сформировало в польской литературе так называемую «черную прозу», оказавшую значительное влияние на многих польских авторов этого и последующего периодов.
События 1956-го открыли перед польскими литераторами неограниченные возможности для разносторонней оценки современной действительности и одновременно с тем поставили перед необходимостью критически оценить собственное прошлое, анализировать мотивы, заставлявшие подчиняться навязываемым доктринерским установкам. У многих польских авторов того времени, еще недавно яро поддерживавших социалистический строй и проявлявших особое рвение в реализации идей и принципов щецинского съезда (в их числе был и Ежи Анджеевский), как бы «спала пелена с глаз», наступило прозрение, заставившее в корне пересмотреть свое отношение к существующему строю.
Вокруг этой темы (переоценки, переосмысления собственного прошлого и прошлого страны) концентрируется так называемая «литература расчета», пик расцвета которой приходится на 1956−57-е годы: К. Брандыс («Защита Гренады», 1956; «Мать Крулей», 1957), А. Браун («Мощеный ад», 1957), А. Сцибор-Рыльский («Саргассово море», 1956, «Черные стены», 1958), В. Ворошильский («Жестокая звезда», 1958), Л. Кручковский («Очерки из ада честных», 1963).
Однако уже в начале 1960-х годов цензура наложила запрет на тематику «литературы расчета»: новые произведения перестали допускаться к печати, ранее опубликованные — не переиздавались и изымались из собраний сочинений авторов. Писатели, продолжавшие поднимать в своих книгах тему «расчетов с прошлым», подвергались гонениям.
Необходимость преодоления цензурных запретов привела к возрождению в польской литературе разного рода иносказательных поэтик: «исторического костюма», «географического псевдонима», «эзопова языка» и т. п. Большое распространение получила «параболическая историческая проза иносказаний и намеков» [7]: Я. Бохеньский («Божественный Юлий. Записки антиквара», 1961; «Назон — поэт», 1969), А. Щиперский «Месса по городу Аррас», 1971) и др.
На принципах параболы и «исторического костюма» строятся романы Ежи Анджеевского «Мрак покрывает землю» (1957) и «Врата рая» (1961), речь о который идет в следующих главах настоящей работы.
В 1960−70-е годы в Польше широко развивается и традиционный исторический роман, представленный творчеством Т. Парницкого, Х. Малевской, А. Кусьневича, В. Терлецкого. И все же к концу 1970-х годов становится очевидно, что ни осторожных аллюзий исторической прозы, ни прямолинейных обвинений «литературы расчета» для анализа и независимого критического осмысления действительности недостаточно. Потребность писателей «называть вещи своими именами» привела к появлению в конце 1970-х годов так называемой литературы «второго круга обращения», издававшейся и распространявшейся неофициально.
Ярким примером интеллектуально свободной польской прозы на современные темы могут служить романы Т. Конвицкого «Польский комплекс» (нелегальное издание — 1977) и «Малый апокалипсис» (опубликован в Лондоне в 1979-м году), а также роман Ежи Анджеевского «Месиво» (нелегальное издание в Польше — 1979-й год, переиздан в Лондоне в 1981-м году, официально издан в Польше в 1981-м году).
«Месиво» — характерный пример не только идеологического, но и эстетического бунта, под знаком которого развивалась польская литература после 1956-го года. В начале 1960-х годов писатели, хотя бы отчасти отвоевавшие себе право на художественный эксперимент, начали активно осваивать новые поэтики, повествовательные приемы и формы.
Наиболее существенные преобразования произошли в сфере жанра и стиля, где со временем сформировалась качественно новая система, основанная на принципах синкретизма, открытости текста и множественности интерпретаций.
Знаменательным явлением литературного процесса в послевоенной Польше стало преобладание разнообразных парабеллетристических жанров: дневника (появляются многочисленные прижизненные публикации дневников и воспоминаний писателей), эссе, репортажа, хроники и других разновидностей «литературы факта». Писатели нередко сознательно имитируют в своих произведениях форму хроники, дневника с элементами репортажа, воспоминаний: «Лабиринт» (1960) и «Бронзовые врата» (1960) Т. Брезы, «Личность» (1974) Т. Холуя.
В результате колебаний жанровой нормы в польской прозе 1960−70-х годов появляется ряд художественных текстов, сочетающих в себе элементы различных прозаических видов и форм: дневника, эссе, беллетризованных воспоминаний. Причем польские писатели не просто отходят от традиционного сюжетного повествования в пользу усиления личностного начала, но сознательно вводят в классическую автобиографическую прозу элементы пародии, вымысла, литературной игры: Т. Ружевич «Приготовления к авторскому вечеру» (1971), А. Рудницкий «Голубые странички» (1957), Т. Конвицкий «Календарь и клепсидра» (1976), «Всходы и заходы луны» (1982). Для жанровой классификации произведений такого рода стал использоваться термин «сильва» (от латинского silva rerum — лес вещей) [8].
В поисках адекватных средств выражения и новых форм контакта с читателем польские авторы, особенно молодые, вступившие в литературу в конце 1970-х годов, охотно обращаются к опыту иностранных писателей, иронически переосмысляют и демифологизируют традиционные для польской литературы сюжеты, отказываются от широко понимаемого историзма, отличавшего литературу предшествовавших десятилетий.
В конце 1980-х годов в Польше происходит массовое «открытие» постмодернизма. В посткоммунистической Польше новая — постмодернистская — парадигма художественности для многих стала символом новой эпохи, что, по справедливому замечанию И. Адельгейм, вполне объяснимо: «Политические перемены неизбежно ассоциировались с эстетическими и художественными новациями. Новая эпоха не могла остаться безымянной, а поскольку в области политики имени для нее не нашлось, его дало искусство» [9].
На волне всеобщего ажиотажа, подогреваемого типичной для Польши рубежа 1980−90-ых годов «жаждой литературной сенсации», постмодернистским, или даже более того — «первым постмодернистским» романом объявлялось едва ли не каждое второе произведение [10]. Тогда же были предприняты первые попытки экстраполировать эстетические установки постмодернизма на творчество писателей более раннего поколения, в чьих книгах впервые оформились те черты кризисного ощущения и переживания мира, которые (со свойственной им поэтикой) главным образом отличают постмодернистскую модель литературы. Одним из таких авторов был Ежи Анджеевский.