Анна алексеевна Савельева
заключение
Эволюция, которую претерпела проза Анджеевского от «Лада сердца» до «Пепла и алмаза» и главным образом от «Пепла и алмаза» до «Месива», при ближайшем рассмотрении куда больше похожа революцию. К новым темам и революционным формам писателя подталкивала сама реальность, а вернее сказать, то обостренное чувство реальности, которое всегда было свойственно Анджеевскому.

Его проза, возможно, как никакая другая зависима от ситуации — места и времени, в которых она замысливалась и создавалась. Нестабильная и непредсказуемая ситуация Польши 1950−1970-ых годов располагала к быстрому, часто тревожному, а еще чаще — рискованному поиску новых подходов и решений, способных соответствовать «вызовам» и призывам эпохи.

Как пишет В. Британишкий: «В литературной, в идеологической, в интеллектуальной биографии Анджеевского, во всех его книгах — концы с концами не сходятся. Может быть, этим-то он и нужен, писатель, отразивший тревогу и сумятицу, хаос и путаницу, лабиринты и тупики, надежды, сомнения, разочарования, отразивший с м я т е н и е  э п о х и» [1] (разрядка В. Британишского — А.С.).

Мучительно преодолевая кризисы и конфликты своего времени, Анджеевский оказался одним из тех, кто предупредил и во многом предопределил эпоху новую, грядущую. В его произведениях, созданных после 1956 года, нашла отражение большая часть жанровых и стилевых особенностей, которые будут характеризовать романную прозу вплоть до конца ХХ века. В их числе:

  • развитие альтернативных романных форм: «романа-параболы», микроромана, «романа с ключом»; «романа в движении»;
  • жанровый синкретизм, неразличение «низких» и «высоких» жанров и тем;
  • метафикциональность, установка на смысловую игру с читателем, активизация позиции читателя, который становится соучастником действия и соавтором текста;
  • нелинеарное развитие действия, отказ от фабулы, мотивированный неклассическим, нелинейным и неодномерным пониманием времени, симультанизм;
  • смыкание стиля с сюжетом, стилизация под избранные поэтики как способ трансляции смыслов, эпатаж, провокационность;
  • мифологизация реальности;
  • цитирование, апелляция к «чужому слову»;
  • нарушение принципов связанности (когерентности) текста, разрушение устойчивых синтаксических конструкций, усиление смыслообразующей роли синтаксиса и др.

Некоторым из этих принципов писатель следовал сознательно, опираясь на свой богатый опыт знакомства с современной европейской литературой (и шире — культурой) и ее знаковыми тенденциями, другие исповедовал стихийно, едва ли отдавая себе отчет в новаторстве, сложности и необычности используемых художественных приемов.

Нет ничего удивительного в том, что многое из созданного Анджеевским после 1956 года долгое время оставалось не принятым и не понятым (в лучшем случае — недопонятым или понятым превратно), а то, что превозносилось и приносило столь важное для писателя признание и читательский отклик, зачастую не заслуживало и половины расточавшихся восторгов.

Анджеевский никогда не был писателем предсказуемым и «ровным». В его художественном наследии есть как блестящие образцы современной прозы, так и откровенно слабые конъектурные тексты, о которых и сам он предпочитал не вспоминать. Однако большая часть произведений, созданных Ежи Анджеевским после 1956 года, по праву составляет вершину его творчества.

Романы «Мрак порывает землю», «Врата рая», «Идет, скачет по горам», «Месиво», повесть «Апелляция» демонстрируют не только высочайший уровень писательского мастерства, но и редкий дар художественного предвиденья, свойственный польскому писателю.

Круг мотивов и тем, которые Анджеевский затрагивает в своей поздней прозе необычайно широк. Писатель не ограничивается, подобно некоторым своим современникам, «расчетами с прошлым» или критическим осмыслением современности, а обращается к непреходящим «вечным» вопросам и темам, которые решает всегда оригинально, по-новому, с неожиданной авторской перспективы. Это обеспечивает его текстам, созданным после 1956 года, востребованность и популярность в современном мире, делает их не только «документами эпохи», но и источником для размышлений и вдохновения миллионов новых читателей.
Влияние поздней прозы Анджеевского на современную европейскую и мировую литературу недооценено, но это не означает, что оно несущественно. В своей работе мы указывали на малоизученное на сегодняшний день влияние романа Анджеевского «Врата рая» на обоснование концепции текста-ризомы в философии Делеза и Гваттари. Можно назвать и более близкие и очевидные примеры.

Например, роман знаменитой сегодня сербской писательницы Дубравки Угрешич «Форсирование романа-реки» — явное подражание «Месиву» как по содержанию (роман высвечивает абсурдность писательского ремесла на фоне реалий развитого югославского социализма), так и по форме (текст романа сопровождается дневником писательницы, на страницах которого, она, кстати, впрямую признается, что во время написания книги читала роман Анджеевского «Месиво» и даже приводит цитату из него) [2].

Бесспорным остается и влияние прозы Анджеевского на творчество молодого поколения польских писателей (А.Ульмана, Т. Трызны, П. Хюлле, М. Гретковской, К. Варги, Н. Герке и др.), даже если оно реализуется в форме притяжения-отталкивания, столь свойственной отношениям между поколениями «отцов и детей».
В тех случаях, когда речь не идет о прямом влиянии или заимствовании, мы можем наблюдать показательные аналогии и совпадения, подтверждающие исключительную близость мировоззрения Анджеевского 1960-ых — 1980-ых годов ключевым тенденциям и трендам современной мировой литературы, в которой проза польского писателя занимает сегодня заметное и заслуженное место.
Примечания

[1] Британишский В. Смятение эпохи // Анджеевский Е. Сочинения в 2-х томах, М., 1990, Т.1. С. 26.
[2] В частности Дубравка Угрешич пишет: «В августе, в Корчуоле, меня скрутил тяжелый ишиас, и я десять дней провела в постели совершенно без движения. Мне делали уколы, а я читала роман польского писателя Ежи Анджеевского «Месиво» («Zdruzgotina»). (Угрешич Д. Форсирование романа-реки (Пер. с сербского Савельевой Л.). С-Пб., 2002. С. 278).
библиография
тексты

Andrzejewski J. Popiół i diament. Warszawa, 1954.
Andrzejewski J. Ciemności kryją ziemię. Warszawa, 1957.
Andrzejewski J. Bramy raju. Warszawa, 1960.
Andrzejewski J. Idzie skacząc po górach. Warszawa, 1963.
Andrzejewski J. Teraz na ciebie zagłada. Warszawa, 1976.
Andrzejewski J. Już prawie nic. Warszawa, 1979.
Andrzejewski J. Miazga. Wrocław, 2002.
Andrzejewski J. Apelacja. Warszawa, 1983.
Andrzejewski J. Nikt. Warszawa, 1983.
Анджеевский Е. Пепел и алмаз (пер. Н. Подольской) //. Сочинения в двух томах. М., 1990. Т. 1.
Анджеевский Е. Мрак покрывает землю (пер. Н. Подольской) // Сочинения в двух томах. М., 1990. Т. 2.
Анджеевский Е. Врата рая (пер. К. Старосельской) // Анджеевский Е. Сочинения в двух томах. М., 1990. Т. 2.
Анджеевский Е. Идет, скачет по горам (пер. К. Старосельской) //
Анджеевский Е. Сочинения в двух томах. М., 1990. Т. 2.
Анджеевский Е. Апелляция (пер. Э. Гессен) // Анджеевский Е. Сочинения в двух томах. М., 1990. Т. 2.
Анджеевский Е. Никто (пер. Е. Лысенко) // Анджеевский Е. Сочинения в двух томах. М., 1990. Т. 2.
работы по теории литературы

Амусин М. Власть воображения www.sunround.com/club/22/amusin.htm, 11.07.2002
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1965.
Бахтин М.М., Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Визель М. Поздние романы Итало Кальвино как образцы гипертекста. www.litera.ru/slova/viesel/viesel.html, 01.04.2004
Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома // Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. www.filosoft.tsu.ru. 05.06.2006.
Дружников Ю. Жанр для ХХI века www.lib.ru, 11.07.2005.
Кукулин И. И говорил с ними… Три интервью о возрождении жанра притчи в современной литературе. www.vavilon.ru, 14.04.2005.
Кундера М. Нарушенные завещания. СПб., 2004.
Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 187.
Тюпа В. И. Три стратегии нарративого дискурса. www.nsu.ru, 20.05.2005.
Успенский Б. Поэтика композиции. С-Пб., 2000.
Шмидт Э. «Вавилонская библиотека». Гипертекст как электронное средство хранения информации // Шмидт Э. Об универсальных библиотеках и садах расходящихся тропок. www.litera.ru/slova/schmidt/hypertexts.htm, 01.04.2004
Эко У. Записки на полях «Имени Розы» // Эко У. Имя Розы. С-Пб., 1997.
Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. С-Пб., 2003.
Bakuła B. Oblicza autotematyzmu. Poznań, 1991.
Czermińska M. Autobiografia i powieść czyli autor i jego postacie. Gdańsk, 1987.
Czermińska M. Аutobiografia jako wezwanie (O «Dzienniku» Gombrowicza) // Teksty Drugie, 1994, № 1.
Czermińska M. Autobiograficzny trójkąt: świadectwo, wyznanie, wyzwanie. Kraków, 2000.
Łabuda A. O funkcjach narracji autotematycznej. Wrocław, 1970.
Łebkowska A. Fikcja jako możliwość. Z przemian prozy dwudziestego wieku. Kraków, 1991.
Nycz R. Sylwy współczesne. Warszawa, 1984.
Sandauer A. Samobójstwo Mitridatesa // Sandauer A. Pisma wybrane. Warszawa, 1985. T.2.
Waugh P. Narcissitic Narrative: Metafictional Paradox. Ontario, 1981.
Wysłouch S. Problematyka symultanizmu w prozie. Poznań, 1981.
работы о постмодернизме

Анастасьев Н. А. Постмодернизм: мифы и реальность. www.inci.ru/vestniki/vest21.html, 29.04.2002.
Ильин И. П. Постструктурализм. Дeконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.
Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.
Затонский Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения / Иностранная литература, 1996, № 2.
Курицын В. Русский литературный постмодернизм. www.guelman.ru/slava/postmod.html, 26.09.2002 (198 с.)
Левяш И. Я. Постмодерн и гамлетовский вопрос. www.levyash.by.ru/posmodern.html, 16.03.2003.
Лейдрман Н., Липовецкий М. Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме // Новый мир, 1993, № 7.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998
Липовецкий М.Н. ПМС (Постмодернизм сегодня) // Знамя, 2002, № 5.
Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997. (316 с.)
Пономарева Г. Н. Новые области философствования. Постмодернизм // Философия ХХ века. Учебное пособие. (рук. авторского кол-ва Добрынина В.И.). М., 1997.
Пригов Л. Два постмодернизма два. www.megalit.ru:8100/observer/levpir/2-postmodernizma-2.shtml, 25.09.2002
Фрай М. Постмодернизм // АРТ-АЗБУКА: словарь современного искусства. www.gif.ru/azbuka/postmodernism.html, 22.04.2002.
Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма // Звезда, 1996, № 8.
Jencks Ch. What is postmodernism? London, 1986
Jameson F. Postmodernism and consumer society // The antiaesthetic: Essays on postmodernism culture. Port Townsend, 1984.
Bolecki W. Polowanie na postmodernistów (w Polsce) // Kryzys czy przełom. Studia z teorii I historii literatury. (pod.red. Lubecka M., Łebkowska A.). Kraków, 1994.
Janaszek-Ivaničková H. The modern avant la lettre. The decline of the grand recits in west slavonic literature // Acta Slavica Iaponica, 2000, № 17
Janaszek-Ivaničková H. Postmodernism in west slavonic literature in the context of euro-atlantic changes of postmodern paradigms.
http://www.src-home.slav.hokudai.ac.jp/ 01.04.2002
Uniłowski K. Polska proza innowacyjna w perspektywie postmodernizmu: odGombrowicza po utwory najnowsze. Katowice, 1999.
Uniłowski K. Postmodernizm w Polsce, postmodernism po polsku. www.sjikp.us.edu.pl, 08.04.2004
работы о послевоенной польской прозе

Адельгейм И. Поэтика польской прозы 1990-ых годов: гипноз постмодернизма и реальные проблемы "выживания литературы" // Литературы Центральной и Юго-Восточной Европы: 1990-ые годы. Прерывность — непрерывность литературного процесса. М. 2002.
Адельгейм И. Поэтика промежутка. Молодая польская проза после 1989 года. М., 2005 (543 c.).
Ведина В. П. Современная польская проза (к проблеме новатрства). Киев, 1971.
Ведина В. П. Послевоенная польская проза. Проблематика и поэтика. Киев, 1991 (308 с.).
Клементьев С. В. Польская "возвращенная" литература (1980-ые гг.) // Вестник Московского Университета, сер. "Филология". 1995, № 4.
Мусиенко С.Ф. Жанрово-стилевые искания в современной польской прозе (конец 50-ых — середна 60-ых гг.). Москва, 1971.
Пиотровская А. Г. Художественные искания современной польской литературы. Проза и поэзия 60−70-ых годов. М., 1979.
Хорев В. А. Польская литература // История литератур Восточной Европы после II второй мировой войны (коллективн. работа под ред. С. А. Шерлаимовой, В. А. Хорева (ответств. ред.), Г. Я. Ильиной). Т. 1. 1945−60 гг.: М., 1995; Т. 2. 1970−80 гг.: М., 2001.
Хорев В. А. Достижения и потери польской прозы "второго круга обращения" // Политика и поэтика (сб. статей). М., 2000.
Bikont A., Szczęsna J. Towarzysze nieudanych podróży. Literatura i miazga // Gazeta Wyborcza, 6−7.05.2000.
Błażejewski T. Literatura jak literatura: szkice i notatki. Łódź, 1987.
Burkot S. Proza powojenna 1945−1987. Warszawa, 1991 (375 s.).
Czapliński P., Śliwiński P. Literatura polska 1976−1998. Przewodnik po prozie i poezji. Kraków, 1999.
Czapliński P. Wyzwania prozy polskiej lat dziewięćdziesiątych. www.europalia.pl, 19.03.2004.
Czapliński P. Proza polska: ostatnie 20 lat. www. polska2000. pl, 19.03.2004
Dąbrowski M. Literatura polska 1945−1995. Główne zjawiska. Warszawa, 1997.
Drewnowski T. Próba scalenia. Obiegi. Wzorce. Style. Warszawa, 1997 (542 s.).
Gawliński S. Pisma i postawy. Od Witkacego do postmodernizmu. Kraków, 2002.
Jarosiński Z. Literatura lat 1945−1975. Warszawa, 1996.
Jarzębski J. Literatura polska pod znakiem Gombrowicza // Lektury polonistyczne. Literatura współczesna (red. Jarzębski J. i Nycz R.). Kraków, 1997. T.1.
Kijowski A. Smutne dziecko czyli o literaturze współczesnej… // Nowa Kultura, 1956, № 15.
Klejnocki J., Sosnowski J. Chwilowe zawieszenie broni. Warszawa, 1996.
Kuncewicz P. Agonia i nadzieja. T.2. Literatura polska od 1939 roku. Warszawa, 1993; Т.4. Literatura polska po 1956 roku. Warszawa, 1993.
Lam A. Wyobraźnia ujarzmiona. Szkice, recezje. Kraków, 1967.
Maciąg W. Literatura Polski Ludowej 1944−1964. Warszawa, 1974.
Maciejewski J. Systematyka prozy polskiej ostatnich lat dwunastu // Współczesna literatura polska lat osiemdziesiątych i dziewięćdziesiątych. Opinie, poglądy, prognozy literaturoznawców polskich i niemeckich. Lipsk, 1993.
Nasiłowska A. Polskie wesela // Tematy i pryznaty. Studia o prozie polskiej XX wieku (pod red. Brodzkiej A. i Ziątka Z.). Wrocław, 2000.
Przełomy: Rok 1956. Studia i szkice o polskiej literaturze współczesnej (pod red. Wójcika W. przy współdzale Kisiela M.). Katowice, 1996.
Tomkowski J. Dwadzieścia lat z literaturą. 1977−1996. Warszawa, 1998 (202 s.).
Uniłowski K. Rzut oka na polską prozę powojenną. www.sjikp.us.edu.pl, 05.04.2004
Zawada A. Literackie półwiecze. Wrocław, 2001.
работы о творчестве Е. анджеевского в целом

Британишский В. Смятение эпохи // Анджеевский Е. Сочинения в 2-х томах. М., 1990. Т. 1. (20 с.)
Мусиенко С. Политические аллегории Ежи Анджеевского // Политика и поэтика (сб. статей). М., 2000.
Błoński J. Portret artysty w latach wielkiej zmiany // Błoński J. Odmarsz. Kraków, 1978.
Burek T. Przeciwieństwa istnienia. Pisarski świat Jerzego Andrzejewskiego // Zapis. 1979. № 12.
Burek T. Pisarze, demony, publiczność. Jerzy Andrzejewski. // Sporne postaci literatury polskiej. Warszawa, 1994.
Detka J. Przemiany poetyki w prozie Jerzego Andrzejewskiego. Kielce, 1995. (265 s.).
Greń Z. Jerzy Andrzejewski — moralizator i szyderca // Życie Literackie, 1963, № 42.
Kijowski A. Jerzy Andrzejewski — Szkic do portretu // Twórczość, 1959, № 6.
Kijowski A. Traktat o zbawiеniu // Kijowski A. Arcydzieło nieznane. Kraków, 1964.
Kopeć Z. Jerzy Andrzejewski. Poznań, 2000 (181 s.).
Kuźma E. Funkcja dziennika w prozie Jerzego Andrzejewskiego // Europejska proza dariuszowa. Lublin, 1995.
Kuźma E. Fabuła w prozie autotematycznej (na przykładzie prozy Jerzego Andrzejewskiego) // Fabuła utworu literackiego (red. Cz. Niedzielski i J. Speina). Toruń, 1987.
Lewandowski P. Blask i mrok. Rozmowa z Jerzym Andrzejewskim // Sztandar Młodych, 1981, № 183, № 189.
Maciąg W. Jerzy Andrzejewski // Prozaicy dwudziestolecia międzywojennego (red. B. Faron). Warszawa, 1972.
Maciąg W. Andrzejewski // Maciąg W. 16 pytań. Portrety polskich prozaików współczesnych. Kraków, 1961.
Macużanka Z. Od historycznego do egzystencjalnego // Nowe Książki. 1984,№ 1.
Nowacki D. "Ja" nieniknione. O podmiocie pisarstwa Jerzego Andrzejewskiego. Katowice, 2000.
Potkaj T. Czyściec mój będzie trwał długo // Tygodnik powszechny, № 16 (2806), 20.04.2003.
Sandauer A. Szkoła nierzeczywistośi i jej uczeń // Sandauer A. Bez taryfy ulgowej. Warszawa, 1959.
Snopek J. U źródeł "Miazgi". Rozmowa sprzed dwudziestu lat Gracji Kerenyi z Jerzym Andrzejewskim // Twórczośc, 1986. № 2.
Sadkowski W. Jerzy Andrzejewski. Warszawa, 1973 (226 s.).
Synoradzka A. Andrzejewski. Kraków, 1997 (235 s.).
Synoradzka-Demadre A. Wstęp // Andrzejewski J. Miazga. Wrocław, 2002.
Czerwony system pogardy. Rozmowa z J. Andrzejewskim // Trznadel J. Hańba domowa. Rozmowy z pisarzami. Lublin, 1990.
Wilkoń A. Jerzy Andrzejewski // Wilkoń A. Autorzy naszych lektur. Szkice o pisarzach współczesnych (pod red. Maciąga W.). Wrocław, 1965.
Walas T. Zwierciadła Jerzego Andrzejewskiego // Prozaicy dwudziestolecia międzywojennego (red. B. Faron). Warszawa, 1972.
работы о творчестве Е. анджеевского 1936−56-го годов

Петров С. Творчество Ежи Анджеевского до романа "Пепел и алмаз" // Славянская филология. Сборник статей. Выпуск седьмой. М., 1968.
Петров С. Творческая история романа Ежи Анджзеевского "Пепел и алмаз" // Славянская филология. Сборник статей. Выпуск четвертый. М.1963.
Kąkolewski K. Diament znaleziony w popiele. Warszawa, 1995.
Kott J. Próba realizmu // Kuźnica, 1948, № 11.
Nowacki D. Naprawdę mniej niż popiół // Życie, 31.05.2001.
Starowiejska-Morstinowa Z. Noc Diabła // Kultura, 1938, № 46.
Markiewicz H. Powieść w kresie nocy // Twórczość, 1948, № 3.
Starowiejska-Morstinowa Z. Książka o nieładzie serc // Tygodnik Powszechny, 1946, № 8.
работы о романе «мрак покрывает землю»

Bereza H. Rachunek sumienia // Nowa kultura, 1957, № 41.
Kasperski E. Między nadzieją a zwątpieneiem / Miesięcznik literacki, 1982, № 11.
Kijowski A. Diabli nadali, czyli o nowej powieści Jerzego Andrzejewskiego // Twórczość, 1957, № 10.
Sadkowski W. W poszukiwaniu prawdy o współczesności // Życie Warszawy, 1957, № 179.
работы о романе «врата рая»

Байздренко А. "Врата рая" Ежи Анджеевского как повесть-парабола // Вестник Московского университета. Серия "Филология". 1997, № 1.
Bereza H. Rapsod Andrzejewskiego // Twórczość, 1961, № 1.
Janion M. Krucjata niewiniątek? // Twórczość. 1987, № 4.
Lisiecka A. Krucjata ubogich kochanków // Nowa Kultura, 1960, № 20.
Maciąg W. Bramy raju i piekła // Opinie i wróżby. Proza i krytyka polska dnia bieżącego. Kraków, 1963.
Nawrocki W. Zwątpieneie — Ironia — Dystans // Życie Literackie, 1973, № 42.
Siemińska J. Zastosowanie metody analizy dzieła filmowego w badaniu dzieła literackiego na przykładzie powieści Jerzgo Andrzejewskiego "Bramy raju" // Uniwersytet Łódzki, Zeszyty Naukowe, 1965, № 41.
Żabicki Z. Rapsod o miłości i dziejach // Żabicki Z. Proza… Proza… Warszawa, 1966.
работы о романе «идет, скачет по горам»

Żabicki Z. Geniusz w krainie mass culture // Żabicki Z. Proza… proza… Warszawa, 1966.
Maciąg W. Bóg naszego świata // Życie literackie, 1963, № 47.
Czeszko B. Pamflet na koryfeuszy? // Kultura, 1963, № 23.
Работы о романе «Месиво»

Цыбенко Е. З. Роман Ежи Анджеевского "Месиво" и польская "возвращенная литература" // Славяноведение, 1995, № 5.
Либера А. Два эссе. Свадьба, которой не было (О "Месиве" Ежи Анджеевского") // Иностранная литература, 2006, № 8.
Bartoszyński K. Postmodernizm a "sprawa polska" - przypadek "Miazgi" // Teksty Drugie, 1993, № 1.
Błażejewski T. Rękopis zagubiony w Stuttgarcie czyli możliwe możliwości możliwego // Błażejewski T. Literatura jak literatura. Łódź, 1987.
Błoński J. Forma "Miazgi" // Błoński J. Odmarsz, Kraków, 1978.
Błoński J. Kiedy pęknięte zwierciadło mówi prawdę. Andrzejewski i "Miazga" // Tygodnik Powszechny, 1982, № 24.
Bugajski L. Forma "Miazgi" // Bugajski L. Pozy prozy, Warszawa, 1986.
Burek T. Tak długa nieobecność. Głosa o "Miazdze" // Burek T. Żadnych marzeń, Warszawa, 1989.
Czeszko B. Miazgowisko na weselisku // Nowe Książki, 1982, № 1.
Irzyk Z. Jak ptak z przełamanym skrzydłem // Kierunki, 1982, № 11.
Jackiewicz A. Nad "Miazgą" // Jackiewicz A. Niebezpieczne związki literatury i filmu. Warszawa, 1971.
Kopeć Z. "Miazga". Postmodernizm. Sprawa polska // Postmodernizm po polsku? Łódź, 1998.
Libera A. Czy miazga tylko zostanie, czy diament // Współczesność. 1969. № 25.
Łubieński T. "Miazga" po dziesięciu latach // Bohaterowie naszych czasów. Londyn, 1986.
Maciąg W. "Miazga" // Życie Literackie, 1981, № 23.
Maciąg W. Świadectwo // Życie Literackie, 1981, № 3.
Mencwel A. "Miazga" i fetysz // Współczesność, 1969, № 21.
Nowacki D. Z miazgi powstałeś, w miazgę się obrócisz. O powieści Jerzego Andrzejewskiego // Między Kudenem a Andrzejewskim (red. M. Gutowska), Katowice, 1995.
Pawluczuk A. Miazga w "Miazdze" // Akcent, 1982, № 2.
Ritz G. "Miazga" Andrzejewskiego — powieść u progu postmoderny // Współczesna literatura polska lat osiemdziesiątych i dzięćdziesiątych. Opinie, poglądy, prognozy językoznawców polskich i niemieckich. Lipsk, 1993.
Synoradzka-Demadre A. Droga przez "Miazgę"
http.www.serwisy.gazeta.pl/ksiazki/ 25.04.2003
Tomaszewski M. "Miazga"współczesny dramat symboliczny? // ZeszytyLiterackie, 1983. № 3.
Walas T. O "Miazdze" Jerzego Andrzejewskiego czyli o walce z szatanem // Pismo, 1983, № 3.
Walas T. Paradoksy "Miazgi" Jerzego Andrzejewskiego // Lektury polonistyczne. Literatura współczesna (red. Jarzębski J. i Nycz R.). Kraków, 1997.
Werner A. Pisarz i obywatel // Werner A. Poskie, arcypolskie… Warszawa, 1987.
Zaworska H. Szczerość // Twórczość, 1982, № 5.
работы о повестях 1970−80-ых годов

Błażejewski T. Miłość pragnąca ocalenia // Literatura, 1976, № 38.
Macużanka Z. Od historycznego do egzystencjalnego // Nowe Książki. 1984. № 1.
Burek T. Przeciwieństwa istnienia // Zapis, 1979, № 12; 1980, № 13.
Lisiecka A. Już prawie nic // Wiadomości, 1977, № 6.